Ситуация. Захожу в комнату. Дети играют, постели не убраны. Я: "Почему это до сих пор постели не убраны? Почему я должна говорить об этом? Давайте-ка убирать". Комментарий. Выразила себя в вопросах – осуждениях передавая детям тем самым сообщение о том, что они – плохие. Конечно, им это неприятно слышать. Потом я, правда, помогла им, поощряя похвалой их слаженную работу. Но, как и первое сообщение, так и второе можно было выразить в "Я-сообщении": "Мне досадно оттого, что приходится напоминать о необходимости застилать постели. Я была бы рада, если бы мои дети делали это без напоминаний". Во время застилания: "Я не ожидала, что вы так слаженно можете делать это пока не слишком простое для вас дело. Мне очень приятно это видеть". Скорее всего, у детей было бы больше энтузиазма. А еще можно было выразить понимание тому, почему они не застилали постель. Это сделало бы мое отношение в данной ситуации еще более человечным. Наблюдаю сегодня за собой и вижу, что во многих ситуациях не использую свое умение понимать детей и выражать им себя. Почему? Не хочу? Не могу?